Сделать или постараться, результат или процесс? Ответ вас может удивить…


Ни один вменяемый работодатель на платит за усилия и старания, всем нужен результат. Многие родители придерживаются такого же подхода – какую оценку получил, убрал ли мусор, победил ли в драке… И ориентируются не на попытки и старания, а на конечный результат. Даже на тренингах (в том числе и психологических) можно часто услышать: “Не пытайся сделать, просто сделай”. И вроде всё правильно – за что хвалить сына, если он не победил в драке, а только ввязался в неё и проиграл. Надо же учить победителей. И вроде всё правильно, и даже к себе мы так относимся. И тем не менее…

Сделать или постараться, результат или процесс? Ответ вас может удивить...

До сих пор не утихают споры о природе интеллекта. Одни утверждают, что интеллект – это врожденное. Другие, наоборот, считают, что интеллект формируется в результате познавательной деятельности, обучения и самообучения. И те, и другие приводят весьма весомые аргументы в защиту своих убеждений.

 

В 1998 году психологи провели очень интересный эксперимент.

Для наблюдения они взяли обычную группу в обычном детском саду. Для начала они протестировали родителей на предмет выявления их убеждений относительно природы интеллекта. Соответственно, все родители были разделены на две группы: группа 1 (сторонники врожденного интеллекта) и группа 2 (сторонники развития интеллекта).

Цель эксперимента была посмотреть, как дети родителей из разных групп будут вести себя в определенной ситуации и установить зависимость поведения детей и установок их родителей.

На первом этапе всем детям раздали по очень простой головоломке, с которой все справились без труда. Затем детям предложили решить головоломку, которая по сложности явно превосходила их способности. Детей предупредили, что задание будет сложным. Как и ожидалось, никто из детей с заданием не справился. После этого им снова раздали по очень простой головоломке, аналогичной тем, которые были в самом начале. И здесь началось самое интересное. Поведение детей из разных групп было совершенно различным.

Большинство детей из 1-ой группы с заданием не справились, в то время как, почти все дети из 2-ой группы решили головоломку без труда. Причем, дети из 1-ой группы, которые справились с третьей задачей, потратили на нее в среднем в 3 раза больше времени, чем дети из 2-ой группы.

После этого всем детям предложили взять головоломки, с которыми они не справились, домой, чтобы попытаться решить их дома. Все дети из 1-й группы отказались, а дети из 2-ой группы согласились.

 

 

Какие выводы сделали психологи, анализируя результаты эксперимента?

Родители, которые считали интеллект врожденным (Группа 1), передавали своим детям сверхвысокую значимость результата, как критерия оценки умственных способностей, формируя у детей жесткую систему самооценки: успех (умный) – неудача (глупый). При этом усилия, необходимые для достижения результата, имели вторичной значение.

В итоге, дети родителей этой группы оценили неудачу со сложной головоломкой как травмирующее событие. Эффект этого события оказался настолько сильным, что дети не смогли справиться с третьей задачей, которая по уровню сложности соответствовала тому, с чем они ранее справились успешно. Более того, неудача породила у детей страх новой неудачи. Поэтому, они отказались попробовать решить головоломку дома.

Родители, которые были сторонниками развития интеллекта (Группа 2), наоборот, транслировали своим детям значимость усилий, которые необходимы для достижения результата. При этом, эти родители транслировали своим детям убеждение, что неудача не является критерием оценки интеллектуального уровня ребенка, и должна восприниматься ребенком всего лишь как следствие отсутствия у него в настоящий момент достаточного опыта, знаний и умений, которые могут быть приобретены, если ребенок приложит соответствующие усилия.

Именно поэтому, неудача со второй головоломкой не воспринималась детьми этих родителей как травмирующее событие. Это позволило этим детям спокойно справиться с третьей головоломкой. Но самое главное, неудача со второй задачей вызвала у них не страх, а интерес и любопытство. Дети согласились попробовать решить головоломку дома, понимая, что это потребует от них дополнительный усилий.

Сделать или постараться, результат или процесс? Ответ вас может удивить...

Сделать или постараться, результат или процесс? Ответ вас может удивить...

Сделать или постараться, результат или процесс? Ответ вас может удивить...

Сделать или постараться, результат или процесс? Ответ вас может удивить...

И вообще я заметил, что все люди делятся на “результативщиков” и “процессников” – тех, кому важен конечный результат, и тех, кому важен Путь. И, как ни странно, более счастливыми и успешными являются те, кто сосредоточен на процессе – они и успевают получить удовольствие от жизни, и они большего достигают, так как позволяют себе быть более сосредоточенными на конкретных действиях, а не переживают за “получится в итоге или нет” и поэтому делают меньше ошибок.

Да и самооценка у “процессников” обычно повыше. Да, все мы время от времени говорим, что “главное не победа, а участие” или “хотя бы постарался”. Говорим, а вот верим ли? Тот человек, который ориентирован на процесс он всегда в выигрыше – он попробовал, постарался, переступил через свои страхи и “не могу” и это реальное достижение, и этим реально можно и нужно гордиться. И, конечно, самый высший пилотаж – и ставить цели и расслабляясь отдаваться процессу.

Что мешает не только понять, но и принять Путь, а не Конечную точку? Страх. Страх не состояться. Точнее, страх не состояться на фоне других. Откуда он взялся? Из прошлого – когда вам приводили в пример более успешных, когда из абсолютно благих побуждений вам говорили: “Ну, что же ты, вот, посмотри на Светку, она же… Учись, если плохо выучишься, будешь работать дворником и никому не будешь нужна кроме таких же неудачников и пьяниц…”. Кстати, это реальные фразы моих клиентов.

И еще страх неопределенности. Когда есть конкретная цель, все становится проще, понятнее, определеннее. А разговоры о всяческих там Путях… И за этим тоже стоят травмы прошлого, травмы потери контроля, беспомощности и бессилия.

И, увы, простого осознания мало. И призывов “осознать, понять, выработать” и “сепарироваться от родительских установок” недостаточно. И “тупо в лоб” сформированной привычки себя хвалить за действия не хватит. Кстати, эту привычку еще надо грамотно формировать, банальные аффирмации-самовнушения часто приносят вреда больше, чем пользы. До тех пор, пока не будут найдены и залечены фиксирующие душевные травмы, ничего не изменится – вы просто будете более осознанной загнанной лошадкой. Благо, что и поиск травмирующего прошлого и его “излечение” не занимает много времени. Но, это уже для тех, кому действительно надо, а не просто “не плохо было бы”.

Сделать или постараться, результат или процесс? Ответ вас может удивить...

ПЫ.СЫ.  Кстати, многие из тех, кто декларирует нацеленность на результат, на самом деле живут не результатом, а процессом. Только не отдают себе в этом отчета и поэтому ограничивают себя в радости и счастье. Говорят о результате, а на самом деле…

На самом деле живут ради процесса соревнования. С другими или собой.

Соревнования, или преодоления.

Напряжения, а потом расслабления…

И цель именно в жизни в этом процессе, а не в конкретных конечных точках – целях. Если бы они в этом признались, и позволили себе жить именно этими своими процессами, не подменяя их суррогатами, то им было бы и легче и радостнее.

“ПЕРВИЧНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ”

Запишитесь на бесплатную консультацию, мы разберем Вашу ситуацию и определим методы и конкретные шаги по её практическому разрешению.

Только онлайн – Скайп, WhatsApp, Telegram и др.
Всегда бесплатно – я никогда не беру денег, пока не уверен, что могу Вам реально помочь.
Обязательно по записи – у меня насыщенный график и редко получается “давайте прямо сейчас”. Оставьте заявку и я уточню, на какой день есть вакантное место.


Нажмите на кнопку, заполните форму, в течение 12 часов я Вам отвечу и мы договоримся о дате, времени и способе консультации.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ