Скажите, почему мне НАСТОЛЬКО плохо, больно, обидно…?
Каждый второй клиент задается вопросом: «Почему мне НАСТОЛЬКО плохо? Нет, понятно, что в моей ситуации вряд ли должно быть хорошо, но почему НАСТОЛЬКО?».
Почти типичная по своему накалу ситуация:
Женщина, 47 лет, ушел муж… Дмитрий, головой я понимаю, что ничего страшного не произошло. Я финансово независима – он и так не работал несколько последних лет, я работала одна, так что, финансово мне сейчас даже легче будет. Отношения уже давно испортились, секса давно не было, так что проблема не в этом. Про будущее одиночество… Так я уже и так несколько лет как соломенная вдова. Да и мужчины вокруг есть. Головой все понимаю, понимаю, что не катастрофа… Но… Мне настолько плохо, что аж жуть. Не могу ни о чем думать, не могу на работу ходить, не могу с ребенком общаться. Мне настолько плохо, что я себя не узнаю, мне самой от себя страшно. Помогите хотя бы понять, что со мной.
Это, конечно, запредельный случай. Чаще всего люди просто ощущают, что их «выносит» сильнее, чем критичность ситуации. Вроде проблемка небольшая, а что-то распереживался сверх адекватного.
… ВСЁ НАЧАЛОСЬ С ТОГО, ЧТО…
На самом деле эта история с предательством и изменой мужа (или с “брошенкой”?) началась давным-давно… Скорее всего, еще в детстве. Например, лет в пять…
Произошло какое-то событие, когда наша героиня почувствовала себя ненужной, брошенной, преданной, когда её предпочли кому-то другому. Возможно, “обидчики” даже не имели в виду ничего “такого” – просто папа предпочел пообщаться с мамой, работой, рюмкой… или с “другой тётей”.
Или это был не папа, а мама-дедушка-бабушка-воспитательница-подружка… Да, подружка вместо того, чтобы “дружить со мной” предпочла пойти в кино с кем-то другим.
Контекст и действующие персонажи не очень важны, важно состояние, которое она испытывает сейчас – например, ненужности, брошенности, преданности. Важно то, что это состояние ей уже давно знакомо.
И важно то, что ребенок тогда не справился с этими ситуациями, не справился с этими переживаниями. Точнее, справился как мог.
Когда происходит нечто, угрожающее или противоречащее вашим интересам, возникают негативные эмоции.
Негативные эмоции нужны для того, чтобы:
- показать, что происходит “что-то не то” – красная лампочка сигнализации;
- дать силы на изменение, решение ситуации – поменять реальность так, чтобы она стала отвечать вашим интересам и потребностям.
Если человек смог найти удачное решение (выкрутился на экзамене, сбежал от кондуктора, незаметно склеил разбитую вазу и т.д.) – негативные эмоции сменяются на позитивные, ситуация исчерпана.
…а вот если удачного решения найти не удалось, или оно оказалось не слишком удачным… или придумал, но не сделал…
Негативная энергия остается, формируется эмоциональный заряд. И он не рассасывается со временем. Время не лечит.
Хорошо, если позволили себе поистерить, проораться, проплакаться – это хоть как-то “снизило давление в пароварке”. Снизило, но проблем не решило…
Итак, имеется проблемная ситуация, противоречащая вашим интересам, минус ненайденное удачное решение, плюс негативный эмоциональный заряд…
В случае опасности ящерица сбрасывает хвост – пожертвовать частью, чтобы спаслось целое. У человека хвоста вроде бы нет, но…
Каждый из нас с вами не монолитен, мы состоим из множества разных “Я” – это они спорят по утрам, когда не хочется вставать на работу, но вроде бы надо… И вот одним из этих “Я” можно пожертвовать, как хвостом.
Та самая ваша часть, которая в эмоциях, которая в растерянности, которая не знает, что делать… Для того, чтобы все остальные ваши “Я” смогли жить дальше, одна Ваша часть себя “сажается в железный ящик”. В психологии этот процесс называется КАПСУЛИРОВАНИЕ – какая-то часть личности запирается в капсулу. Вместе с эмоциями, вместе с ненайденным решением.
Все остальные наши части продолжают жить, учиться, развиваться. А вот эта “условно пятилетняя девочка” сидит в “условно ящике”. Изолированно от остальных “я”. Но вместе со своими переживаниями. Для “условно общего блага”.
Почему для “условно” общего блага? Как минимум потому, что данная ситуация и переживания будут повторяться.
Уроки судьбы, уроки жизни, уроки кармы – как хотите назовите… Подсознание будет раз за разом заставлять нас делать именно такие выборы, принимать именно такие решения, которые приведут к повторению ситуаций и переживаний.
Для того, чтобы мы нашли наконец-то решение и “развеяли” эмоциональный заряд…
Для того, чтобы мы наконец-то “выпустили девочку из ящика”…
Для того, чтобы вновь стали цельными…
Для того, чтобы позволили себе построить ту жизнь, которую хотим.
И это не список! Это последовательность!
Не “за что”, а “для чего”. Не “наказание”, а “шанс”. Шанс стать цельным, свободным, спокойным, лёгким, наполненным энергией. Человеком с новым будущим. И это я не для красного словца – именно такими переживаниями делятся люди, которые реально завершили травму.
Впрочем, может быть, вся эта история с “уроками” – сущая ерунда. Может быть, их нет и в помине. А всё дело в том, что мы просто болезненно замечаем то, мимо чего можно было и пройти.
Эта девочка “в ящике” уж слишком болезненно реагирует…
Подавленные, вытесненные эмоции сами по себе не рассеиваются – воздух из мячика сам по себе никуда не девается. ВРЕМЯ НЕ ЛЕЧИТ!
Систематически происходит РЕТРАВМАТИЗАЦИЯ – человеку раз за разом “прилетает” именно в больное место. Если больным местом стало, например, “я недостоин”, то именно это человек и получает из разных источников.
Та самая “пятилетняя девочка” которая получила свою первую травму,так и остается пятилетней. Пятилетней, не умеющей ни справляться с этим “залипшим” переживанием, ни находить в подобных ситуациях решение. И именно “пятилетней девочке”, а не всей остальной сорокалетней тётке, сыпятся на голову одни и те же ситуации, которые она решать не умела и не умеет, которые её задели и задевают.
И именно накопленный за долгие годы багаж одной и той же травы приводит к тому, что сейчас НАСТОЛЬКО плохо. Вместе с сегодняшней проблемой поднялись все аналогичные, однотипные и взаимосвязанные.
ВЫРЫВАЕТСЯ НАРУЖУ ВСЁ ТО, ЧТО БЫЛО ПОДАВЛЕНО И НЕ РЕШЕНО. ПОЭТОМУ ТАК БОЛЬНО – ЭТА БОЛЬ НЕ ПРО “СЕГОДНЯ”, А ПРО “НАКОПЛЕНО ЗА ЖИЗНЬ”. И РЕАГИРУЕТ НА ЭТО ТА САМАЯ “ПЯТИЛЕТНЯЯ”, КОТОРАЯ ВСЮ ЖИЗНЬ ПРОСИДЕЛА В КАПСУЛЕ.
Если заниматься только сегодняшней болью, сегодняшней ситуацией и не лезть глубже в прошлое, то… нерешенная первичная травма приведет к тому, что будут повторения. Раз за разом одни и те же грабли…
И наоборот, решение первичной травмы приводит к тому, что решается не только “давняя боль” – автоматически разгружается и сегодняшний день. И высвобождается целый жизненный пласт. За очень-очень большой период жизни.
ЕСТЬ ЛИ ХОРОШИЕ НОВОСТИ
и
ЧТО СО ВСЕМ ЭТИМ ДЕЛАТЬ?
Вариантов, как всегда, больше одного….
Можно привычным и отработанным образом переживания вытеснить, подавить – уйти в работу, быстренько найти замену, признать его идиотом, назначить себя дурой, обозвать любовь дуростью и верность несуществующей… Ну и потом, носить в себе еще и эту нерешенность, которая тоже будет вылезать дополнительной “пристроечкой”.
Можно проплакаться, прорыдаться. Немного поможет. Поможет, если получится просто выпустить пар… Без объяснений происходящего, без навешивания ярлыков на себя, жизнь, окружающих…
Можно разгрести прошлое, найти первичные травмы и завершить их. Завершить эмоционально вместе с сегодняшней. И когда первичная травма будет решена, “пятилетняя девочка” вылезает из капсулы и способна принимать другие решения. Точнее так – новые решения находятся сразу, находятся сами по себе. Просто потому, что “пятилетняя” уже не прячется, она может общаться с другими частями и использовать их опыт.
Мы зайдем глубоко и решим вопрос принципиально. Это работа на пять-шесть встреч. В том числе и онлайн. С гарантированным результатом.
С первыми двумя вариантами Вы справитесь самостоятельно, с третьим готов помочь. Именно этим я и занимаюсь последние двадцать лет.